Хореограф, сценарист, режиссер, танцовщик.
Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1999), лауреат театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит" (1995, 1996, 1997), премий Союза театральных деятелей РФ "Золотая маска" (1996, 1999), премии "Триумф" (1996). В 1998 году удостоен высшей духовной награды детей России - ордена "Мира и Согласия" по номинации "Новое слово в хореографии". Награжден Орденом кавалера искусств Франции (1999).
Исследователь бессознательного и сновидений через искусство танца.
Пластические, визуальные метафоры его балетных постановок можно сравнить с образным шифром сновидений, где смутные фантазии и влечения обретают зримые формы. Театр Эйфмана часто называют психологическим. Его постановки можно назвать пластическим психоанализом, в процессе которого раскрывается психологическая глубина характеров и сюжетов, будь то вымышленных или реальных.
В 1964 году окончил хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. С 1962 по 1966 годы руководил детской хореографической студией при Дворце пионеров. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова.
Первые постановки осуществил в 1970 году (балеты «Жизни навстречу» на музыку Д. Б. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова), затем последовали «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. И. Глинки, «Фантазия» (1972) на музыку Антония Аренского, «Гаянэ» на музыку А. И. Хачатуряна (1972, дипломная работа), — на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде.
С 1971 по 1977 год был балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой, а поставленные им балеты шли на сцене Театра оперы и балета им. Кирова: «Русская симфония» (1973) на музыку В. Калинникова, «Встречи» (1975) на музыку Р. К. Щедрина, «Жар-птица» (1975) на музыку И. Ф. Стравинского, «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша, «…Души прекрасные порывы» (1977) на музыку Р. Щедрина. Широкая известность пришла к Эйфману после успешной постановки спектакля «Жар-птица», который был также показан на гастролях в Москве и в Японии. В эти же годы Эйфман стал автором фильмов-балетов «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце» и «Блестящий дивертисмент».
В 1977 году при Ленконцерте создал свой театр, который сначала назывался «Новый балет», а позднее был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана.
Уже в конце 1970-х годов с этой труппой им были поставлены спектакли «Только любовь» на музыку Родиона Щедрина, «Искушение» по композициям группы Yes (главным образом Рика Уэйкмана), «Под покровом ночи» на музыку Белы Бартока, «Прерванная песня» на музыку И. Калныньша, «Двухголосие» по ранним композициям группы Pink Floyd (главным образом за авторством Сида Баррета), «Жар-птица» (1978) на музыку И. Стравинского и «Вечное движение» (1979) на музыку А. Хачатуряна. Постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством.
Художественный руководитель – директор Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, профессор.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
«Поединок» (1980) по рассказу А.И. Куприна на музыку А. Хачатуряна
«Покорение стихии» (1981) на музыку Д.Д. Шостаковича, «Автографы» (1981): «Игры» на музыку Антонио Вивальди, «Про и контра или Контрапункт» на музыку А.Г. Шнитке, «Реквием балерине» на музыку Бетховена
«Познание» (1981) на музыку Томазо Альбинони
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1982) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
«Легенда» (1982) на музыку Т. Когана
«Композиция» (1982) на музыку Антона Веберна
«Художник» (1983) на музыку Франца Шуберта
«Метаморфозы» (1983): «Ария» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, «Прогулка или Рандеву» на музыку О. Николаи, «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя, «Предисловие к Гамлету» на музыку И. Брамса
«Каприс» (1983) на музыку Гектора Берлиоза
«Двенадцатая ночь, или Что угодно» (1984) на музыку Гаетано Доницетти
«Поединок» (1986) по рассказу А.И. Куприна на музыку В. Гаврилина
«Интриги любви» (1986) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
«Мастер и Маргарита» (1987) на музыку А. Петрова
«Пиноккио» (1989) на музыку Жака Оффенбаха
«Человеческие страсти» (1990) на музыку Х. Сарманто
«Убийцы» (1991) на музыку И.С. Баха, Густава Малера и А.Г. Шнитке
«Реквием» (1991) В.А. Моцарта (поставлен Эйфманом также в Национальном театре оперы и балета в Кишинёве в 2007 году)
«Иллюзии» (1992) на музыку К. Пети
«Бумеранг» по композициям Джона Маклафлина
«Идиот» по мотивам Ф.М. Достоевского на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского
«Чайковский» (1993)
«Дон Кихот, или Фантазии безумца» (1994) на музыку Л. Минкуса «Карамазовы» (1995) по роману Ф.М. Достоевского на музыку С.В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М.П. Мусоргского
«Красная Жизель» (1997) на музыку П.И. Чайковского, Жоржа Бизе и А.Г. Шнитке
«Мой Иерусалим» (1998) на техно-музыку групп: Wanfried, Future Sound of London, Reload (также использована религиозная музыка и этно-музыка)
«Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой»), «Дон Жуан и Мольер», «КТО есть КТО» на музыку И. С. Баха и Четвёртой симфонии П. И. Чайковского, «Мусагет» к столетию Джорджа Баланчина
«Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (2005)
«Чайка» по А.П. Чехову на музыку С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина (2007)
«Евгений Онегин» на музыку П.И. Чайковского и А. Стиковетского (2009)
«Роден» на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне (2011)
Контакты: http://eifmanballet.ru